Пятница, 17.05.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Электронное портфолио руководителя структурного подразделения "Центр сопровождения одаренных детей" гимназии № 1592 Дутко Натальи Петровны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ в учебном процессе по предмету «Русский язык»

Материал выступления 

на конференции «  Актуальные проблемы обучения русскому языку» 

Автор Дутко Н.П. ГОУ гимназия №1592

Использование ИКТ в учебном процессе по предмету «Русский язык»


       Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи: 

обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, 

развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника), 

формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий). 

       Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи. 

       Цели подготовки учителя-словесника к использованию ИКТ:

       Первая цель – систематизация электронных и сетевых ресурсов по русскому языку и прикладной лингвистике – реализуется на начальном этапе подготовки. В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса. 

        Вторая цель – овладение методикой применения ИКТ на уроке русского языка и внеурочных занятиях. Предполагается, что учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т.п. 

         Третья цель – формирование у учителя представления об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных), т.е. знакомство с конкретными технологиями, их ролью в прикладной лингвистике, их значением для современного общества. Собственно, именно последняя цель в полной мере отвечает самой формулировке «использование ИКТ», поскольку систематизация предметно ориентированных средств зачастую подразумевает простую замену носителя информации («бумажного» на электронный), а использование ИКТ на уроке – рядовое расширение методического арсенала. 

          Знакомство с основными технологиями дает возможность изменить сам подход к текстовой информации и способам ее представления и обработки. В результате достижения третьей цели педагог научится самостоятельно формировать: 

базы данных по ключевым темам теоретической части курса; 

корпусы текстов для диктантов и изложений; 

материалы для моделирования основных коммуникативных ситуаций и проектирования этапов освоения сложных правил. 

         Формой контроля за успешностью овладения учителем ИКТ, наряду со стандартным тестированием, становится творческое задание: создание мультимедийной презентации, учебной базы данных, проекта урока по заданной теме. 

         Средства ИКТ ориентированные на обучение русскому языку .

Все средства ИКТ по русскому языку можно распределить по трем группам:

          Первую группу составляют репетиторы и тренажеры, облегчающие решение первой задачи школьного курса (обучение грамотности). Среди репетиторов и тренажеров выделяют следующие: «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» (автор О. И. Руденко-Моргун, издатель АОЗТ «1С»), «Электронный репетитор: Русский язык» (издатель НПО «Зареалье»), «Русский язык для абитуриента», «Репетитор: Диктант. Универсальный компьютерный тренажер по русскому языку» и «Тренажер по русскому языку» (издатель «Равновесие-Медиа») и другие. Такого рода средства обычно предназначены для самостоятельной работы ученика . 

          Во вторую группу можно объединить электронные учебники: «Репетитор по русскому языку. От Кирилла и Мефодия», «Курс русского языка: Репетитор тренажер» (автор М. И. Беляев, издатель «Медиа Хауз»), «Уроки на дом» (отдельные диски для 5-6, 7, 8, 9, 10-11 классов) (издатель «Мультимедиа технологии»). Диски предназначены для учителей, школьников, а также родителей, желающих проверить правильность выполнения детьми домашних заданий. Эти средства можно использовать и для формирования системы лингвистических знаний, обеспечивающих грамотную речь, т.е. для решения третьей задачи школьного курса. 

          Третья группа – это виртуальные словари. На CD обычно встречаются электронные версии «бумажных» изданий (например, словаря В. И. Даля). Любой словарь – незаменимый источник информации при овладении языком, однако работа со словарем предполагает наличие лексикографической компетенции, в которую входит умение определять тип словаря и способ организации материала в словаре, диагностировать адекватность словаря в исследовательской работе или практической задаче. 

          Интернет-ресурсы по русскому языку. 

Проще всего получить доступ ко всему разнообразию ресурсов через специальные порталы. Основных специализированных порталов три: 

портал Федерации Интернет Образования – http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю». Новости об ИКТ в школьном образовании публикует электронный журнал Федерации Интернет Образования. Обратите внимание на статью А. В. Елисеева и А. В. Могилева «Системы создания мультимедиа презентаций», в которой найдете все необходимое для включения мультимедиа в урок русского языка; 

Российский общеобразовательный портал – http://www.school.edu.ru (владелец – издательство «Просвещение») предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения; 

Портал «Российское образование» - www.edu.ru – позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе. 

            Помимо образовательных порталов стоит посетить: 

справочно-информационный портал Грамота.ру – http://www.gramota.ru; 

Национальный корпус русского языка – http://www.ruscorpora.ru. На этом сайте помещен корпус современного русского языка объемом более 140 млн слов. Корпус русского языка — это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.  Корпус предназначен для всех, кто интересуется самыми разными вопросами, связанными с русским языком: профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников.  Корпус содержит  «Русскую виртуальную библиотеку», а также :

параллельный русско-английский корпус текстов, в котором можно найти все переводы для определенного русского или английского слова или словосочетания;

корпус диалектных текстов, включающий запись диалектной речи различных регионов России с сохранением их грамматической специфики; предусмотрен специальный поиск с учётом диалектной морфологии;

корпус поэтических текстов, в котором возможен поиск не только по лексическим и грамматическим, но и по специфическим для стиха признакам (поиск определённого сочетания в сонетах, в эпиграммах, в стихотворениях, написанных амфибрахием, с определённым типом рифмовки и т. п.)





Основные способы введения ИКТ на уроке: 


           Просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете; 

мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении); 

работа с компьютерными тренажерами; 

поиск информации непосредственно в сети (например, поиск значения слова в виртуальном словаре) и т.п. 

           Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля  за результатами деятельности ,письменные работы, ответы в интерактивном режиме: поиск информации в виртуальном словаре, подбор контекстов из Национального корпуса и т.п. Можно использовать Корпус и для прояснения любых спорных случаев современной русской орфографии и пунктуации (обособления уточняющих членов предложения и т.п.). 

          Благодаря ИКТ учитель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам. Учеников, безусловно, заинтересует работа в Интернете, создание гипертекстов, путешествие по корпусам текстов. Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности. Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.



Категория: Мои статьи | Добавил: mama (14.12.2009)
Просмотров: 4436 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Travelerpaync  
0
The tips is very useful. Visit too my own web page

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-lara семейна почивка в турция

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz