Из опыта работы с одаренными детьми
Н.П. Дутко,к.п.н.
Проблема одаренности постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано». По определению К. К. Платонова, одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в творческой деятельности.
На сегодня, одной из первоочередных задач по достижению стратегической цели в области образования становится создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, разработка модели научно-методического сопровождения одаренных детей, создание системы мониторинга.
Выявление талантливых детей, создание в образовательном процессе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного обучения, направленных на организацию исследовательской деятельности учащихся является актуальной задачей нашего центра образования № 1409.
В контексте выше сказанного нами был создан Центр по работе с одаренными детьми « Просветитель», которым руководит доктор педагогических наук ,профессор МПГУ И.А. Подругина. Основными целями деятельности центра «Просветитель » являются: выявление и поддержка наиболее способных учеников центра образования № 1409; обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей; совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий. В соответствии с поставленными целями центр «Просветитель» осуществляет следующие функции: реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами; организует работу зимних и летних профильных школ для наиболее одаренных детей; проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований; разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин; организует циклы лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров для учащихся и учителей ГОУ ЦО № 1409; проводит специальную подготовку команд для участия в окружных, всероссийских и международных предметных олимпиадах. В центре созданы девять структурных комплексов:
1.Научное общество обучающихся и педагогов «Карамзинисты»;
2.Учебно-профориентационный комплекс «Абитуриент»;
3.Балканский культурно-образовательный центр;
4. Итальянский культурно-образовательный центр;
5.Усадебно-музейный комплекс « Открытие»;
6.Театрально-просветительский комплекс «Сопричастность»;
7.Информационно-издательский комплекс «Эрудит»;
8.Координационно-аналитический центр;
9.Экспертно-оценочный центр.
Основное внимание уделяется формированию исследовательских компетенций учащихся, повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет включения учеников и учителей в опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность; углубления сотрудничества школы с вузами.
Координационно –аналитический центр обеспечивает взаимодействие всех методических структур центра образования по работе с одаренными детьми с целью дальнейшей дифференциации и адресности распределения информационных потоков. Создание управленческих и информационных банков: наличие и качество образовательных технологий; уровень творчества;материально-техническая база; работа с родителями, вузами; сведения об учителях и учащихся.Структурирует разрозненный опыт работы с одаренными детьми в классно-урочной и внеклассной деятельности в одну , работающую систему. Создает целенаправленные программы дифференцированного обучения, режима содержательного сопровождения развития одаренной личности. Разрабатывает управляющую систему по координации усилий всех структурных подразделений , работающих с одаренными детьми. Обеспечивает сопровождение одаренных детей выдающимися личностями науки, искусства , культуры и других творческих союзов.
Руководят координационно-аналитическим центром научные руководители городских и окружных экспериментальных площадок: В.И.Слободчиков, д.психол.н., член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО ;В.К Рябцев, к.психол.н., заведующего лабораторией профессионального развития субъектов образования ИРДО РАО; В.Б. Новичков, к.п.н., проректор по инновационной деятельности МГПИ.
Научное общество учителей и учащихся (НО) – добровольное объединение педагогов, школьников и родителей, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Структура и организация работы научного общества включает в себя Малые Академии Наук по предметам «Филология», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология». Каждый МАН прикреплен к профильному факультету вуза, что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно, что такой механизм является гибкой системой дифференцированного обучения и составляет индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, которая способствует более тщательной подготовки к олимпиадам и конференциям различного уровня, а также является моделью внутришкольной профилизации обучения.
Внутри МАН создаются творческие группы педагогов и учащихся, объединенные в клубы по различным областям знаний: клуб изящной словесности, клуб филателистов, клуб любителей химии, физики, литературы, географии и т.д.
Экспертно-оценочный центр представлен фестивалем творческих инициатив «Леонардо»,который проводится ежегодно и демонстрирует интеллектуальные и творческие достижения учителей, учащихся и родителей. Фестиваль представлен следующими
направлениями:
1) Человек и География
2) Человек и История
3) Человек и Культура
4) Человек и Страны мира
5) Человек и Математика
6) Человек и Физика
7) Человек и Языкознание
Такое разделение ставит в центр внимания Человека, его взаимоотношения с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо Да Винчи – универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества. Антропоцентричность идеологии фестиваля обусловлена и педагогической его направленностью: мы ставим во главу угла Человека как исследователя и творца, преодолевающего препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к Другому.
Условия фестиваля:
1.Проект, принимающий участие в фестивале, должен быть направлен на развитие поликультурной коммуникации (то есть выходить за рамки одной культуры, сопоставлять явления разных культур и быть ориентированным на общечеловеческие культурные ценности).
2.Проект должен строиться на основе интегративного принципа, объединяющего методы и инструменты различных наук, одна из которых является ведущей (например, таких, как музыка и география: исследовать влияние географических особенностей страны (климата, ландшафта и др.) на народную музыку или творчество композитора данной страны).
3. Работы должны сочетать в себе аналитический и синтетический подходы. Одним из результатов проекта должен являться продукт творчества участников (например, для работы в рамках направления «Человек и Искусство», задействующей театральные элементы, помимо аналитического исследования необходимым условием будет являться подготовка собственного арт-проекта на основе проведенной исследовательской деятельности).
Информационная поддержка фестиваля:
Газета «Московский литератор»
Газета «Педагогический университет»
Оксфордское издание Мак Милан
Журнал « Литература в школе»
Журнал «Бизнес и контакты»
Журнал « Русский колокол»
Фестиваль «Леонардо» - экспертиза проектно-творческих работ, своеобразная форма обобщения и систематизации инновационного опыта педагогов и инсайтных открытий учеников и их родителей. Рожденные в процессе фестиваля проектные работы получают свою дальнейшую апробацию на окружных, городских и Всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ и научных конференциях. Так, работы Мананникова Юрия «Экология Москвы» и Лебедева Никиты «Экология Подмосковья» , учеников 9 класса «А» были представлены на 14 Российской научной школе-семинаре «Академия юных»по программе «Шаг в будущее»,где Маннаников Юрий занял 2 место в олимпиаде по экологии и был выдвинут экспертным советом МГТУ им.Н.Э. Баумана на присуждение премии Президента Российской Федерации, а Лебедев Никита занял 3 место. Безусловно, фестиваль «Леонардо» способствует инттелектуальному и творческому развитию учащихся ЦО № 1409.В этом учебном году на Московскую открытую конференцию школьников в МГТУ им. Н.Э. Баумана было направлено 7 научно-исследовательских проектов учащихся 9-11 классов, все 7 были допущены к публичной защите по различным секциям, хотя из нашего округа было выбрано всего 20 проектов из 55 представленных. Интересен и опыт подготовки собственных арт-проектов в виде поэтических произведений. Ученицей 9 класса «А»Кагермазовой Дианой написана целая глава к «Евгению Онегину» по теме: «Судьба героев за страницами романа»:
Судьба его была жестока,
Иль справедлива, как сказать?
В душе темно и одиноко.
Теперь его пора молчать.
Она ушла и вместе с нею
Его надежду унесла
И грустно шел он по аллее
Любовь по сердцу обожгла
Мой милый друг , ты догадался
О ком тебе сейчас пишу
Онегин с вами не прощался
Закончу повесть не мою.
По результатам II Всероссийского литературно-художественного конкурса «Очарованный странник» Дутко Юлия , ученица 6класса «А», Пирогова Анастасия , ученица 11 класса «А», Малютина Кристина, ученица 10 класса «А» стали лауреатами конкурса, заняв 1 места в трех номинациях. Дутко Юлия со своим стихотворением «Моя семья», посвященное году семьи вошла в фонд « Новые имена России»:
Самое дорогое, что есть в жизни каждого человека-это его семья-островок покоя, счастья и понимания. Семья – это основа любого общества, ведь в семье закладываются основные понятия, такие как уважение к старшим, любовь к своему дому, Родине, верность, порядочность и искренность, а главное, стремление открывать для себя что-то новое. И только семья способна открыть в человеке все самое лучшее и гениальное. Семья-это школа любви и взаимопонимания.
Семья – основа всех основ,
Она опора в жизни и поддержка,
Причал надежный наших помыслов и действий,
Она надежный щит от всех невзгод.
Я так люблю свой дом родной,
Где все родительским теплом согрето,
Где ласку и любовь всегда найдешь,
А также на любой вопрос ответы.
Моя Семья – союз сердец и душ,
Сплетенье мудрости и совершенства.
Моя Семья – мой первозданный путь,
Мой ориентир в дороге неизвестной.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные взрослые – педагоги.
|