Пятница, 17.05.2024, 10:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Электронное портфолио руководителя структурного подразделения "Центр сопровождения одаренных детей" гимназии № 1592 Дутко Натальи Петровны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьми

                                                  Н.П. Дутко,к.п.н.

                                                  


Проблема одаренности постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано».  По определению       К. К. Платонова, одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в  творческой деятельности. 

 На сегодня, одной из первоочередных задач по достижению стратегической  цели  в области образования становится  создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, разработка модели научно-методического сопровождения одаренных детей, создание системы мониторинга. 

Выявление талантливых детей, создание в  образовательном процессе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного обучения, направленных на организацию исследовательской деятельности учащихся  является актуальной задачей нашего центра образования  № 1409. 

В контексте выше сказанного нами был создан Центр по работе с одаренными детьми « Просветитель»,  которым руководит доктор педагогических наук ,профессор МПГУ И.А. Подругина. Основными целями деятельности центра «Просветитель » являются: выявление и поддержка наиболее способных учеников центра образования № 1409; обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в  области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей; совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий. В соответствии с поставленными целями центр «Просветитель» осуществляет следующие функции: реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами; организует работу зимних и летних профильных школ для наиболее одаренных детей; проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований; разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин; организует циклы лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров для учащихся и учителей ГОУ ЦО № 1409; проводит специальную подготовку команд для участия в окружных, всероссийских и международных предметных олимпиадах. В центре созданы девять структурных комплексов:

 1.Научное общество обучающихся и педагогов «Карамзинисты»;

2.Учебно-профориентационный комплекс «Абитуриент»;

3.Балканский культурно-образовательный центр;

4. Итальянский культурно-образовательный центр;

5.Усадебно-музейный комплекс « Открытие»;

6.Театрально-просветительский комплекс «Сопричастность»;

7.Информационно-издательский комплекс «Эрудит»;

8.Координационно-аналитический центр;

9.Экспертно-оценочный центр.

       Основное внимание уделяется  формированию исследовательских компетенций учащихся, повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет включения учеников и учителей в опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность; углубления сотрудничества школы с вузами.

        Координационно –аналитический центр обеспечивает взаимодействие всех методических структур центра образования по  работе с одаренными детьми с целью дальнейшей дифференциации и адресности распределения информационных потоков. Создание  управленческих и  информационных банков: наличие и качество образовательных технологий; уровень творчества;материально-техническая база; работа с родителями, вузами; сведения об учителях и учащихся.Структурирует  разрозненный  опыт работы с одаренными детьми в  классно-урочной и внеклассной деятельности  в одну , работающую систему. Создает  целенаправленные программы дифференцированного обучения, режима содержательного сопровождения развития одаренной личности. Разрабатывает  управляющую  систему по координации усилий всех структурных подразделений , работающих с одаренными детьми. Обеспечивает  сопровождение одаренных детей выдающимися личностями  науки, искусства , культуры и других  творческих союзов.

 Руководят координационно-аналитическим центром  научные руководители городских и окружных экспериментальных площадок: В.И.Слободчиков, д.психол.н., член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования  РАО ;В.К Рябцев, к.психол.н., заведующего лабораторией профессионального  развития субъектов  образования ИРДО РАО; В.Б. Новичков, к.п.н., проректор по инновационной деятельности МГПИ.

      Научное общество учителей и учащихся (НО) – добровольное объединение педагогов, школьников и родителей, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

     Структура и организация работы научного общества  включает в себя Малые Академии Наук по предметам «Филология», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология». Каждый МАН прикреплен к профильному факультету вуза, что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно, что такой механизм является  гибкой системой  дифференцированного  обучения  и составляет  индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, которая способствует  более тщательной подготовки к олимпиадам и конференциям различного уровня, а также является  моделью внутришкольной профилизации обучения.

     Внутри  МАН  создаются творческие группы педагогов и учащихся, объединенные в  клубы по различным областям знаний: клуб изящной словесности, клуб филателистов, клуб любителей химии, физики, литературы, географии и т.д. 

     Экспертно-оценочный центр представлен фестивалем творческих инициатив «Леонардо»,который проводится ежегодно и демонстрирует интеллектуальные и творческие достижения учителей, учащихся и родителей. Фестиваль  представлен следующими     

направлениями:

1)    Человек и География

2)    Человек и История

3)    Человек и Культура

4)    Человек и Страны мира

5)    Человек и Математика

6)    Человек и Физика

7)    Человек и Языкознание

    Такое разделение ставит в центр внимания Человека, его взаимоотношения с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо Да Винчи – универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества. Антропоцентричность идеологии фестиваля обусловлена и педагогической его направленностью: мы ставим во главу угла Человека как исследователя и творца, преодолевающего препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к Другому.

   Условия фестиваля:

 1.Проект, принимающий участие в фестивале, должен быть направлен на развитие поликультурной коммуникации (то есть выходить за рамки одной культуры, сопоставлять явления разных культур и быть ориентированным на общечеловеческие культурные ценности).

 2.Проект должен строиться на основе интегративного принципа, объединяющего методы и инструменты различных наук, одна из которых является ведущей (например, таких, как музыка и география: исследовать влияние географических особенностей страны (климата, ландшафта и др.) на народную музыку или творчество композитора данной страны).

3. Работы должны сочетать в себе аналитический и синтетический подходы. Одним из результатов проекта должен являться продукт творчества участников (например, для работы в рамках направления «Человек и Искусство», задействующей театральные элементы, помимо аналитического исследования необходимым условием будет являться подготовка собственного арт-проекта на основе проведенной исследовательской деятельности). 

  Информационная поддержка фестиваля:

Газета «Московский литератор» 

Газета «Педагогический университет»

 Оксфордское издание Мак Милан

Журнал  « Литература в школе» 

Журнал «Бизнес и контакты»

Журнал « Русский колокол»

   Фестиваль «Леонардо» - экспертиза проектно-творческих работ, своеобразная форма обобщения и систематизации инновационного опыта педагогов и инсайтных открытий учеников и их  родителей. Рожденные в процессе фестиваля проектные работы получают свою дальнейшую апробацию на окружных, городских и Всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ и научных конференциях. Так, работы  Мананникова Юрия «Экология Москвы» и Лебедева Никиты «Экология Подмосковья» , учеников 9 класса «А» были представлены на 14 Российской научной школе-семинаре «Академия юных»по программе «Шаг в будущее»,где Маннаников Юрий занял 2 место в олимпиаде по экологии и был выдвинут экспертным советом МГТУ им.Н.Э.  Баумана на присуждение премии Президента Российской Федерации, а Лебедев Никита занял 3 место. Безусловно, фестиваль «Леонардо» способствует инттелектуальному и творческому развитию учащихся ЦО № 1409.В этом учебном году на Московскую открытую конференцию школьников в МГТУ им. Н.Э. Баумана было направлено 7 научно-исследовательских проектов учащихся 9-11 классов, все 7 были допущены к публичной защите по различным секциям, хотя из нашего округа было выбрано всего 20 проектов из 55 представленных. Интересен и опыт подготовки собственных арт-проектов  в виде поэтических произведений. Ученицей 9 класса «А»Кагермазовой Дианой написана целая глава к «Евгению Онегину» по теме: «Судьба героев за страницами романа»:

Судьба его была жестока,

Иль справедлива, как сказать?

В душе темно и одиноко.

Теперь его пора молчать.

Она ушла и вместе с нею

Его надежду унесла

И грустно шел он по аллее

Любовь по сердцу обожгла

Мой милый друг , ты догадался

О ком тебе сейчас пишу

Онегин с вами не прощался

Закончу повесть не мою.

По результатам II Всероссийского литературно-художественного конкурса «Очарованный странник» Дутко Юлия , ученица 6класса «А», Пирогова Анастасия , ученица 11 класса «А», Малютина Кристина, ученица 10 класса «А» стали лауреатами  конкурса, заняв 1 места в трех номинациях.  Дутко Юлия со своим стихотворением  «Моя семья», посвященное году семьи  вошла в фонд « Новые имена России»:

Самое дорогое, что есть в жизни каждого человека-это его семья-островок покоя, счастья и понимания. Семья – это основа любого общества, ведь в семье закладываются основные понятия, такие как уважение к старшим, любовь к своему дому, Родине, верность, порядочность и искренность, а главное, стремление  открывать для себя что-то новое. И только семья способна открыть в человеке все самое лучшее и гениальное. Семья-это школа любви и взаимопонимания.
  

Семья – основа всех основ,
Она опора в жизни и поддержка,
Причал надежный наших помыслов и действий,
Она надежный щит от всех невзгод.

Я так люблю свой дом родной,
Где все родительским теплом согрето,
Где ласку и любовь всегда найдешь,
А также на любой вопрос ответы.

Моя Семья – союз сердец и душ,
Сплетенье мудрости и совершенства.
Моя Семья – мой первозданный путь,
Мой ориентир в дороге неизвестной.

     Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные взрослые – педагоги.





Категория: Мои статьи | Добавил: mama (14.12.2009)
Просмотров: 9163 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Valeryan1109  
0
на официальном ресурсе подобран огромный ассортимент умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1149.html - ресивер gs hd 8306 отзывы

1 Leonid9414  
0
здесь на этом блоге можно почитать громадный выбор интересных статей про http://medbaz.com/pages-more-434.html - кишечная колика.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz