Учитель русского языка и литературы, к.п.н. Дутко Н.П. Урок литературы
Я предлагаю рассмотреть урок открытых мыслей на
тему: «Что же представляет собой мысль Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души»?
Своё
самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал «Мёртвые души» и выразил в этом
названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма — одно из самых
загадочных произведений литературы XIX века о внутреннем мире человека, о его
душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.
Что
может дать пользу душе, а что вред? Под таким углом зрения предлагаю ребятам
начать осмысление поэмы «Мёртвые души» в контексте «Авторской исповеди»,
создавая нравственно-философскую и психологическую интерпретацию текста.
Формулирую цель, используя высказывание Гоголя: «Вовсе не губерния, и не
несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет
"Мёртвых душ". Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к
изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в
последующих томах». Обращаю внимание на эту тайну автора, которую должны
открыть для себя десятиклассники в ходе литературного исследования. Именно своей
таинственностью и неразгаданностью привлекает сегодняшних десятиклассников
исследовательская работа над «Мёртвыми душами». Обращаюсь к ещё одному
высказыванию Гоголя: «Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность
земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется...»
— Вы
готовы совершить открытие? И так начинаем... Наш исследовательский маршрут:
1.«Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий
полюбит». Составление цветовой палитры эпизодов поэмы «Мёртвые души».
2.Психологический портрет автора поэмы.
Сопоставление образов помещиков с биографическими фактами Н.В.Гоголя («Четыре письма к разным лицам по поводу
"Мёртвых душ"»).
3.«История моей собственной души...»
Отправной
точкой литературоведческого анализа является внимательное прочтение глав поэмы:
выделяем вышедшие из употребления слова, подчёркиваем ключевые фразы о чертах
характера и интересах героев поэмы , выражающие основные мысли автора; ставим
вопросы к прочитанному.
При
чтении первой главы поэмы обращаем внимание на цвета, которые использует
Гоголь, и записываем их: «...когда бричка подъехала к гостинице, встретился
молодой человек в белых канифасовых
панталонах...», «...верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою краскою...», «...в окне,
помещался сбитенщик с самоваром из красной
меди и лицом таким же красным, как
самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара,
если б один самовар не был с чёрною, как
смоль, бородою...», «...завёрнутая в синюю
бумагу жареная курица...», «...городской сад, который состоял из тоненьких
дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень
красиво выкрашенных зелёною масляною
краскою...». Приходим к выводу, что Гоголь выделяет 6 цветов: жёлтый, зелёный,
белый, красный, синий, чёрный. Так появляется цветовая палитра эпизодов
поэмы«Мертвые души».
Далее
предлагаю составить интерпретацию цвета, используя словарь языческой мифологии
славян и современные энциклопедические справочники по символике цвета, и записать
по одному ключевому слову, раскрывающему смысл цвета. Цвет получает в народной
традиции символическую трактовку. Символика каждого из этих цветов
неоднозначна. Учащиеся пытаются как можно точнее интерпретировать цвет в
контексте произведения и приходят к следующему выводу: цвет несёт в поэме
«Мёртвые души» чаще всего отрицательное значение. Так, белый цвет может означать сакральность, чистоту, свет, плодородие и
в то же время связан с представлениями о потустороннем мире («белый траур» у
многих славянских народов; смерть, старость в образе женщины в белых одеждах) и
демонических существах (например, белые одежды русалок, лешего в
восточно-славянском фольклоре и др.).
Красный — цвет жизни, огня, плодородия, здоровья, и вместе
с тем он «сопровождает» демонических персонажей (красную одежду или шапку носят
домовой, леший, водяной, чёрт, карлики; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы,
чёрта, русалок). Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное
полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и
используются в качестве оберега.
Красный
— наиболее агрессивный цвет: он символизирует кровь, гнев, страсть к соблазнам,
огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, угрозу.
Наиболее конкретной и однозначной символикой
обладает чёрный цвет, который
ассоциируется с мраком, землёй, смертью (выступает как знак траура; ср.: в
семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в чёрный или другие тёмные —
зелёный, фиолетовый, синий — цвета). В христианстве чёрный символизирует
скорбь, несчастье и оплакивание.
Зелёный цвет соотносится с растительностью, изменчивостью,
незрелостью, несёт разнообразное символическое значение (у сербов преобладание
зелёного цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозелёные растения
использовались на помолвках и свадьбах). В то же время зелёный цвет — атрибут
«чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на
зелёную гору», «зелёную траву», «зелёное дерево» изгоняются злые духи. Зелёный
цвет характеризует персонажей народной демонологии:зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зелёного цвета бес, водяной;
зелёные глаза у лешего, русалки, водяного. Одновременно зелёный цвет — знак
разложения и плесени. Осирис, бог умирающей и воскресающей природы,
изображается зелёным. Это цвет эльфов, а значит — цвет непослушания и проказ.
Это цвет зависти и ревности. Это символ молодости, незрелости, наивности.
Жёлтый цвет наделяется преимущественно негативной оценкой,
часто осмысляется как символ смерти (появление жёлтого пятна на руке предвещает
смерть; в жёлтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). У
мифологических персонажей жёлтые волосы (домовой, женские лесные души —
«повитрули»). Растения с жёлтыми цветами (корнями, соком) и предметы жёлтого
цвета используются при лечении «жёлтых» болезней (желтуха, лихорадка). Жёлтый
цвет (наряду с красным) может выступать как заместитель золота, он связан с
богатством и говорит о накопительстве.
Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет высоту и
глубину, постоянство, надёжность, преданность, правосудие, совершенство,
размышление и мир. Синий цвет иногда символизирует сомнение, недоверчивость.
В ходе
анализа цветовой символики ученики так интерпретируют цвета в контексте поэмы
«Мёртвые души»: красный цвет —страсть к соблазнам, зелёный — наивность, жёлтый
— болезнь, чёрный — несчастье, синий — постоянство, белый — старость.
Далее ребята знакомятся с иллюстрациями,
выполненными известным художником Петром Боклевским, и соотносят каждого
помещика с определённым цветом: красный — Ноздрёв, жёлтый — Коробочка, зелёный
— Манилов, синий — Собакевич, чёрный — Чичиков, белый — Плюшкин. Выбор связан с
авторской характеристикой, проявленной в тексте. Например, Гоголь, описывая
внешность Манилова, использует зелёный цвет: «Подъезжая ко двору,
Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом
сюртуке...»; описывая внешность Ноздрёва — красный: «Свеж он был, как кровь с
молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». При определении цвета,
связанного с образом Собакевича, ученики сталкиваются с противоречиями и
пытаются разгадать авторский замысел. Так, Собакевича автор сравнивает с
медведем: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз
показался весьма похожим на средней величины медведя». Следовательно, цвет —
коричневый, но ребята находят в тексте ещё один сравнительный образ: «...у
самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета, очень
похожий на Собакевича». Возникают вопросы: какого цвета дрозд и кто всё-таки
Собакевич: медведь или дрозд? Ученики приводят массу доказательств, что
внешность у Собакевича медвежья, и выводят следующий тезис: «Птица дрозд —
характер и образ жизни Собакевича». И приводят в доказательство авторский текст: «Деревня показалась ему
довольно велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, одно темнее,
другое светлее, были у ней справа и слева...» По этому описанию ребята
определяют разновидность и цвет дрозда — синий дрозд. В энциклопедии находят
описание: «Если известную классификацию характеров людей применить к дроздам,
то синий дрозд всегда задумчив, медлителен и печален. Синие дрозды никогда не
собираются в стаи, не терпят соседей на расстоянии менее ста метров, никогда не
появляются на открытых местах, а для гнездования выбирают, как правило, самые
глухие участки леса. Синий дрозд более требователен по части мест обитания.
Излюбленные места гнездования — высокоствольные сосновые и лиственничные леса с
дубом и берёзой во втором ярусе и густым подлеском». Ученики приходят к выводу,
что Собакевич ассоциируется с синим цветом, который символизирует постоянство,
основательность, преданность в семейной жизни, сомнение в правосудии и
недоверчивость. Его «тонкая» (в значении «малая толщиною», «весьма мелкая» —
Словарь Даля) душа скрывалась за грубой медвежьей внешностью. «Казалось, в этом
теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а,
как у бессмертного кощея...»
Так
рождается цветовая палитра помещиков.
Далее
учащиеся находят глаголы в главах, посвященных помещикам:
Ноздрёв: «Кутил», «играл», «пил», «продулся»,
«убухал».
Манилов: «Раздвигалась (улыбка)», «делались
(глаза)».
Коробочка: «Болит поясница и нога», «ломит
косточки», «смазывала свиным салом», «смачивала скипидаром».
Собакевич: «Хранили молчание», «раздавался стук,
производимый носом дрозда».
Плюшкин: «Пробормотал», «отобедал», «выморила»,
«прошла».
Чичиков: «Слепил», «продал», «смекнул»,
«припрятал».
Цветовая
палитра глаголов движения помогает выделить доминирующие личностные свойства
помещиков и главного героя поэмы Чичикова.
Учащиеся
выписывают устаревшие слова и объясняют значения вышедших из употребления слов,
которые встретились в главах, посвященных помещикам.
Проанализировав
устаревшие слова, ребята приходят к выводу: Гоголь к каждому образу помещика
подбирал слова с особой семантической окраской, раскрывавшей внутреннее
содержание каждого:душа Коробочки-мешочки с деньгами;душа Ноздрева-карточная игра;
душа Собакевича — яйцо кощея бессмертного,душа Плюшкина- лукошко для хранения
льна; душа Манилова — наивная мечтательница; душа Чичикова — негоция, сделка.
Омертвение
души начинается с бедности чувств. Деградацию души рождает бесцельность существования.
Раскрывая семантику устаревших слов, обращаемся к слову «душа». Анализируем
следующие высказывания из поэмы «Мёртвые души» и размышляем о том, сколько
значений имеет слово «душа»: «..нет, я разумею души, которые умерли»;
«Сердечное злечение, магнетизм души»; «...редкие свойства души его...»; «У кого
двадцать душ, у кого тридцать...»; «Умница, душенька! — сказал на это Чичиков»;
«Душенька, Павел Иванович!»
В
совместной деятельности приходим к выводу, что Гоголь использовал все значения
слова душа. 1. Нематериальная — по
идеалистическим представлениям — субстанция, противопоставляемая телу. //
Бессмертное — по религиозным представлениям — начало в человеке, составляющее
сущность его жизни и связывающее его с Богом, «...нет, я разумею души, которые
умерли».
2.Внутренний мир человека. // Психические
переживания как основа его жизни. «Сердечное влечение, магнетизм души».
3.Совокупность склонностей и черт, присущих
определённому лицу. // Человек как носитель каких-л. склонностей и черт, «...редкие
свойства души его...»
4.Разг. Человек единица счёта. «У кого двадцать
душ, у кого тридцать...»
5.«Умница, душенька! — сказал на это Чичиков»;
«Душенька, Павел Иванович!» Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л,
— Какое же из пяти значений легло в основу заглавия
поэмы «Мёртвые души»?
Найдите в главах, посвященных помещикам, «типы
людей», которые «выводит» Н.В.Гоголь.
Учащиеся
находят шесть «типов людей»:
1.«Исторический человек».
2.Маниловщина — мечтательное и бездеятельное
отношение к окружающему, беспочвенное благодушие (характеристика: фальшивый,
лицемерный, хитрый, церемонный).
3.Скопидом (бережливый до скупости).
4.«Жидомор», «кощей бессмертный», «кулак»
(ненасытный, алчный, страстно желающий чего-нибудь).
5.Паук (скупой, жадный).
6.Подлец (беспринципный человек, занимающийся
авантюрами).
От
анализа цветовой палитры произведения мы переходим к анализу психологического
портрета автора поэмы.
Гоголь
считал свой труд над «Мёртвыми душами» неразрывным с внутренней работой над
собой, о чём писал в письмах друзьям. В письме Плетнёву в октябре 1843 года
есть такие слова: «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того
времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание,
что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений». А в июле 1844
года он писал Языкову: «Ты спрашиваешь, пишутся ли "Мёртвые души"? И
пишутся и не пишутся <...> Я иду вперёд — идёт и сочинение, я остановился
— нейдёт и сочинение». Эта работа была необходима Гоголю, так как он понимал
огромную ответственность писателя за своё слово и то влияние, которое оно
окажет на других. Так возникает следующее направление исследовательского
анализа «Личные источники» поэмы. Обращаемся к ранним письмам автора и
сопоставляем образы помещиков с фактами биографии Гоголя. В «Четырёх письмах по
поводу "Мёртвых душ"» находим, что писал Гоголь об этом произведении:
«<...> герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние
сочинения — история моей собственной души» (8, с. 77). Отмечаем, что замысел
«Мёртвых душ» тоже связан с биографией писателя. История с
покупкой мёртвых душ, описанная в поэме, произошла
на родине Гоголя. Дальний его родственник Пивинский устроил такую аферу. Гоголь
писал в «Авторской исповеди», что сюжет «Мёртвых душ» дал ему А.С.Пушкин, но
случай с Пивинским был ему также, наверное, известен. Далее обращаю внимание
учащихся на четыре вида «Личных источников»: собственно автобиографическое,
наблюдения над характерами близких и знакомых (в третьем письме по поводу
«Мёртвых душ» Гоголь писал: «Тут, кроме моих собственных, есть даже черты
многих моих приятелей, есть и твои» (6, с. 79).
Третий
источник — это черты быта, подмеченные автором, и четвёртый — материал,
сообщённый другими. Об автобиографичности своих героев автор писал в «Четырёх
письмах по поводу "Мертвых душ"»: «С этих пор я стал наделять своих
героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это
делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на
другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага» (6, с.
78).
В
письме А.О.Россет от 15 апреля 1847 года Гоголь писал о том, что если у него не
найдётся достаточно материала, то в «Мёртвых душах» на место людей и высунется
его «собственный нос». На основании признаний автора находим в героях «Мёртвых
душ» не одну лишь «дрянь» и «гадость» автора, а вообще — все его черты, какие
только возможно установить. Было в характере Гоголя что-то и маниловское, и
чичиковское, и даже ноздрёвское. Ребятам предлагаю найти это сходство,
сопоставляя поэму «Мёртвые души» с ранними письмами Гоголя. Образцом
маниловщины, «именинами сердца» десятиклассники считают ранние письма Гоголя,
особенно письмо от 1 октября 1824 года, где он поздравляет мать с днём ангела:
«Позвольте, дражайшая ма-минька! Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего,
с сим блаженнейшим днём для каждого нежного и благодарного сына. Ваша
родительская любовь и нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, — всё
сильнее побуждают меня приняться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность»
(9, с. 9).
Далее
учащиеся отмечают, что Чичиков, как и Гоголь, имел страсть к приобретению
разных вещиц. Эту черту отмечал в своих воспоминаниях о писателе Л.Арнольди:
«Гоголь очень любил и ценил хорошие вещи и в молодости, как сам он мне говорил,
имел страстишку к приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек,
пресс-папье и проч.». В «Мёртвых душах» отразилась также привычка Гоголя,
переданная героям многих его произведений, узнавать многое через слуг.
Л.Арнольди вспоминал об этом: «Покуда мы обедали, он всё разговаривал с
половым, расспрашивал его, откуда он, сколько получает жалованья, где его
родители, кто чаще других заходит к ним в трактир, какое кушанье больше любят
чиновники в Малоярославце и какую водку употребляют, хорош ли у них городничий
и тому подобное. Расспросил о всех живущих в городе и близ города...» Чиновники
города NN узнавали о Чичикове «посредством лакейских знакомств».
По
воспоминаниям П.А.Анненкова, Гоголь страдал бессонницей, приступами слабости и
никогда не отличался особенным здоровьем.В поэме отразилось и душевное
состояние автора. Проследим теперь, как оно отразилось в «Мёртвых душах», какой
след передуманное и пережитое им оставило на страницах знаменитой
поэмы.Преобладающее настроение первой части — грустное. Одна из причин его —
боязнь наступающей преждевременной старости. Это состояние автора ребята
соотнесли с образом Коробочки. Гоголь писал в письме А.С.Данилевскому от 5
февраля 1839 года: «Мы приближаемся с тобою (Высшпе Силы! Какая это тоска!) к
тем летам, когда уходят на дно глубже наши живые впечатления и когда наши
ослабевающие силы, увы, часто не в силах вызвать их наружу... Пусть мы будем иметь
хотя несколько минут, в которые будем свежи и молоды» (9, с. 122— 123). Начало
шестой главы поэмы перекликается со строками этого письма — «Прежде, давно в
лета моей юности...» (5, с. 103).
Душевное
состояние после разлуки с В.А.Жуковским отразилось в одиннадцатой главе первого
тома поэмы. В письме Жуковскому Гоголь описывал опустевшую комнату: «Мне всё
кажется, что из неё кто-то на минуту выехал или выезжает, что наполовину
уложенный чемодан стоит посередине, по всем углам клоки обвёрточной бумаги,
верёвочек...» Эти минуты перед отъездом Гоголь описал в поэме: «В продолжение
этого времени он <Чичиков> имел удовольствие испытать приятные минуты,
известные каждому путешественнику, когда в чемодан всё уложено и в комнате
валяются только верёвочки, бумажки да разный сор...» (5, с. 199).
При
описании дома Собакевича Гоголь изображал то, что было близко и ему самому:
«Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом
хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства...» (5, с. 88).
В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты о доме в Васильевке, он заботился о
том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии, и вместе с тем, чтобы дать
постройке лучший вид.
В
конце шестой главы Чичиков, возвращаясь от Плюшкина в гостиницу, слышит «те
слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося
двадцатилетнего юношу» (5, с. 122). В образе «замечтавшегося двадцатилетнего
юноши», который «в небесах и к Шиллеру заехал в гости» (5, с. 122), автор
изобразил своего нежинского приятеля Н.В.Кукольника. Кукольник увлекался тогда
шиллеровскими драмами, и Гоголь прозвал его «возвышенным». В то время увлекался
Шиллером и Гоголь. В апреле 1827 года он писал матери из Нежина, что за
«Шиллера» заплатил немалые по тем временам деньги — сорок рублей. В начале
седьмой главы поэмы он рассуждает о двух типах писателей. В первом, который «из
великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения,
который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры <...> и, не
касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные
образы» (5, с. 123), угадывается Шиллер. Однако в поэме звучит и критическое к
нему отношение: «Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил
им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека» (5, с. 123). Ему
противопоставляется «судьба писателя, дерз нувшего вызвать наружу все, что
ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную,
потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных,
раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас
горькая и скучная дорога...» (5, с. 123).
Так
учащиеся соотносят каждое письмо с образом помещика и выясняют, от какой
«гадости» освобождается автор, и в таблице записывают основные черты
психологического портрета Н.В.Гоголя. К концу урока у нас появляется таблица по
поэме «Мёртвые души»:
Цвет. Красный.
Интерпретация. Страсть.
Помещик. Ноздрёв: «кровь с молоком», «во всей форме кутила»,
«охотник погулять».
Глаголы движения. Кутил, играл, пил, продулся, убухал.
Устаревшие слова. Гальбик — карточная игра. Фортунка — игра с помощью
вертящегося кружка.
Психологический
портрет Гоголя. Страсть к
приобретениям ненужных вещиц.
И т.д.
Так анализ
цветовой палитры эпизодов поэмы «Мёртвые души» открыл нам психологический
портрет автора. Возвращаю ребят к вопросу: «Так какое же из пяти значений слова
«душа» легло в основу заглавия поэмы?»
Короткая пауза, а потом слышу: «Внутренний мир человека, его обнищание и
исчезновение, отсутствие отзывчивости». Произношу фразу Гоголя: «И хоть бы одна
душа заговорила во всеуслышанье! Точно как бы вымерло всё, как бы в самом деле
обитают в России неживые, а какие-то мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье
России!»
И в
заключительной части урока мы обращаемся к «Песне молитвенной ко Пресвятой Деве
Марии Богородице», в которой и находится ключ к разгадке авторской тайны:
К тебе, о Матерь
Пресвятая,
Дерзаю вознести свой
глас,
Лицо слезами омывая,
Услышь меня в сей скорбный час.
Прими мои теплейшие
моления,
Мой дух от зол и бед избавь,
Пролей мне в сердце умиление,
На путь спасения наставь,
Да буду чужд своей я
воли.
Готовдля Бога всё
терпеть;
Будь мне покровом в горькой доле,
Не дай в печали
умереть.
Ты всех прибежище
несчастных.
За всех молитвенница
нас!
О, защити, когда
ужасный
Услышим судный Божий
глас.
Когда заменит вечность время,
Глас трубный мёртвых
воскресит,
И книга совести всё
бремя
Грехов моих
изобличит!
Стена ты верным и отрада:
К Тебе молюся всей
душой.
Спаси меня, моя
Отрада.
Умилосердись надо
мной.
Поэма
«Мёртвые души» — это книга совести. Для нас очень важно это открытие, потому
что это начало нашего нового диалога с Н.В.Гоголем... Вопросы, вопросы...
Ребята вступают в полилог с самими собой, разгадав авторскую загадку, многие из
них задумались и о своём собственном очищении от юношеских пороков, начинают
писать теперь уже другую историю — историю своей собственной души. Так родилось
третье направление исследовательской работы «История моей собственной души...».
Тайн и загадок в поэме осталось ещё очень много, откройте первую страницу
первой главы первого тома и прочитайте первое предложение... Это ваше следующее
открытие. Дерзайте, читайте, мыслите, будьте живыми душами...
|