Пятница, 17.05.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Электронное портфолио руководителя структурного подразделения "Центр сопровождения одаренных детей" гимназии № 1592 Дутко Натальи Петровны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Каталог статей

Главная » Статьи » Открытый урок

Приемы цитатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе.

 Учитель русского языка и литературы, 

                                                                             к.п.н. Дутко Н.П.



Урок русского языка. Развитие речи


11 класс (социально-экономический профиль)


Тема: Приемы цитатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе.


Цель урока: Изучение функционирования аллюзий и реминисценций в современном газетном и журнальном  тексте.

Задачи:


Определить особенности функционирования языка газет и журналов.

Определить функциональные особенности аллюзий и реминисценций в процессе порождения  смыслов в рамках газетного и журнального  текстов и составить классификацию источников  происхождения  аллюзий и реминисценций, используя материал современных газет и журналов.

Использовать аллюзии и реминисценции в заголовках и  текстах школьной электронной газеты.

Оборудование: выставка книг по лингвистике, используемых на уроках русского языка; презентация к уроку; электронный вариант школьной газеты;  рабочее портфолио с раздаточным материалом для учащихся.


Ход урока:


 Орг. момент Показ слайдов с изображением разных газет: « Российская газета», « Московский комсомолец», « Русский Newsweek», « Литературная газета» и других изданий. 

Слово учителя: Каждый день мы встречаемся с массой изданий, глаза разбегаются. Что выбрать? Какой газете отдать предпочтение? А что читаете вы? Какие газеты и журналы вам интересны? Почесму?Как разобраться  в этой массе изданий? И первое , на что мы обращаем внимание –это заголовок. Заголовок – лицо всей газеты и журнала, он влияет на популярность  издания и  имеет свою специфику. Он живет на газетной и журнальной  странице, следовательно, отражает характерные особенности издания. Ведь они в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным  и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, убедительное и интересно преподносить. Для этого –то и нужно очень хорошо разбираться  в современном русском языке(могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности). В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности. Таким образом, изучение структуры  газетного и журнального стилей тесно связано с  изучением лингвистики. Без лингвистического анализа текста сложно ориентироваться в текстовом пространстве современной прессы. Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить об аллюзии и реминисценции как приемах цитатного письма в современной прессе. Итак, тема сегодняшнего урока: «Приемы цитатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе.»

Цель урока: Изучение функционирования аллюзий и реминисценций в современном газетном и журнальном  тексте.

В ходе урока мы будем решать следующие задачи:


1.Определить особенности функционирования языка газет и журналов.

2.Определить функциональные особенности аллюзий и реминисценций в процессе порождения смыслов  в рамках газетного и журнального  текстов и составить классификацию источников  происхождения  аллюзий и реминисценций, используя материал современных газет и журналов.

3.Использовать аллюзии и реминисценции в заголовках и  текстах школьной электронной газеты.

Итак, переходим к основным этапам урока.

.

Этап 1.К вопросу изучения языка газет и журналов, в ходе которого мы должны повторить теоретические сведения и выявить современные процессы  в речеупотреблении:

Слово учителя: А знаете ли вы, что в этимологическом словаре А.Г. Преображенского есть немало  словарных статей, содержащих по нескольку гипотетических этимологий.

Например: Газета, газетный, газетчик, разносчик, продавец газет.

Заимств. Из фр. Gazette (Gazettа фр. из ит.) Вначале первая газета появилась в Венеции в 1563. Слово это означало мелкую монету (вероятно, от gaza- сокровище), за которую покупалась газета или точнее - право читать ее, ибо газеты были писаны и предлагались для прочтения за известную плату; затем и самую газету. Такое объяснение предложил  лингвист Ман. Диц и Шиллер считают, что Gazettа уменьш. от gaza-сорока; первые газеты имели эмблемой сороку, как птицу болтливую. Слово « газета» ставит современных исследователей перед дилеммой: придерживаться точки зрения Мана или согласиться с Дицем. Третьей этимологии нет

Вопрос  учителя: Какой точки зрения будем придерживаться мы?

Давайте рассуждать! 

Вопрос  учителя: Какие   общие принципы построения газетной  и журнальной речи вы знаете?

Вариант ответа ученика:

А) Смысловая точность речи - поиск нужного слова

Б) Сочетание нейтральных и экспрессивных средств

 Вопрос  учителя: Какова главная задача  текстов современной прессы?

Вариант ответа ученика:

Передача информации адресату.

Вопрос  учителя: Какие типы информации вы знаете?

Вариант ответа ученика (слайд презентации)

1.актуальная  информация (сообщение новостей)

2.комментарийно-оценочная информация (новости истолковываются с оценочных позиций)

3.познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана)

4.информация воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей)

5.развлекательная информация (доставить адресату чувство удовольствия)

Вопрос  учителя: Какие типы  информации  в газете должны  быть отражены   обязательно? 

Вариант ответа ученика: Сочетание «новостей» и «мнения»

Вопрос  учителя: Следовательно, какая точка зрения на этимологию слова «газета» нам близка? 

Вариант ответа ученика:  Точка зрения Дица.

Газета – это « болтовня» 

Вопрос  учителя: А теперь давайте докажем свою гипотезу, используя следующий алгоритм рассуждения: Зависит ли тип информации от современных газетных и журнальных жанров? 

Какие жанры вы знаете?

Вариант ответа ученика: (слайд презентации)

Заметка

Репортаж

Интервью

Обзор

Комментарий

Рецензия

Статья

Очерк

Объявление

Официальное сообщение

Игра слов: гороскоп, кроссворд, анекдот

Вопрос  учителя: Могут ли сочетаться все эти жанры в одном издании  и о

  каких  процессах в газетной  и журнальной коммуникации идет речь? 

Вариант ответа ученика: Сочетание  эмоционального, воздействующего, эстетического  и информирующего компонентов в  одном издании.

Слово учителя: Современные русские тексты нацелены на игру с получателями информации: в результате игровых манипуляций  с языком получатель информации вынужден разгадывать словесные загадки. Использование аллюзий и реминисценций достигло непривычно больших размеров. Современный человек- потребитель смыслов. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат, живущий разными  контекстами. Такое явление в языке известный лингвист Виталий Григорьевич  Костомаров назвал «карнавализацией» языка средств массовой информации. А науку, которая занимается изучением  газетных и журнальных  текстов,– коммуникативистикой. Итак, газета в современной этимологии – карнавал мыслей, диалогов, подтекстов. На втором этапе урока, который называется  «Словесные загадки современного русского речеупотребления», мы попытаемся разобраться в приемах цитатного письма  в форме  учебного исследования:

 На дом вам было дано задание: проанализировать на материале газет

« Российская газета», « Московский комсомолец», « Новая газета», «Итоги»,

 « Литературная газета» и журнала « Русский Newsweek» источники происхождения аллюзий и реминисценций. Мы сейчас прослушаем ваш анализ и составим таблицу классификации данных источников.

Пример анализа: « Российская газета»: «В субботу в доме на Большой садовой, где расположена нехорошая квартира № 50, открылся культурно-просветительский центр «Булгаковский дом»» - реминисценция, обращенная к роману М.М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Текст статьи фактически пишется словами, дословно взятыми из текста известного литературного произведения. При этом цитируемый элемент не заключен в кавычки, что создает впечатление принадлежности этих слов автору статьи. Хотя связь данного цитируемого фрагмента с текстом-оригиналом очевидна для большинства представителей русского лингвокультурного сообщества. Создается игра «своего» текста и текста «чужого», заимствованного.

«А у нас души прекрасные порывы осмеяны и стыдливо вынесены за скобки искусства» («Итоги»)- реминисценция относительно стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» в статье о художественной выставке в Москве. 

По следам прослушивания текстов идет работа  ученика на доске мимио по составлению таблицы.

 Классификация источников происхождения аллюзий и реминисценций 


Приемы цитатного письма

Источник происхождения

Издание

1.Аллюзии

1.Кинофильмы 2.Мультфильмы

3. Исторические реалии

4.Факты

5.Общественные движения

6. Лозунги

7. Мифология

8.Библейские тексты


« Московский комсомолец»

«Итоги»

« Новая газета»

«Российская газета»


2.Реминисценции

Поэтические и прозаические тексты, их названия

«Российская газета»

«Итоги»

« Московский комсомолец»

«Русский Newsweek»

 Вопрос  учителя: Глядя на данную таблицу, к какому выводу вы пришли?

Формулировка вывода и запись в тетрадь.

Вариант ответа ученика: Основными источниками  возникновения аллюзий и реминисценций служат культурно-исторические  продукты,  созданные в разное время и составляющие культурный фонд языка.

Слово учителя: Сейчас мы рассмотрели интереснейшее понятие в лингвистике, которое носит название « логоэпистема», т.е. культурное знание, хранящееся в слове. Получается, что логоэпистема в структуре исходного текста может являться: заголовком, инициальным предложением фрагмента, абзаца текста, конечным предложением текста.

Логоэпистема может выражаться в приемах цитатного письма, в виде аллюзий и реминисценций.

А сейчас, мы будем работать с текстами и находить в них логоэпистемы. Работа с текстами газет. 

Раздаются тексты, учащиеся  находят в тексте аллюзии и реминисценции (показ текстов идет и через слайды).

 Заполняется  таблица учеником на мимио доске

«Частота включений приемов цитатного письма в текст»

Текст

Прием цитатного письма 

1

реминисценция

2аллюзия

3

реминисценция

4аллюзия

5аллюзия

6аллюзия

Текст 1(реминисценция)

Впрочем, это уже стало традицией: не только хорошо владеющий «великим и могучим» Квасьневский, но и лидеры  других  стран  Центральной  и Восточной Европы все чаще козыряют своим знанием русского языка. («Российская газета»)

Текст 2(аллюзия)

Мы находимся между двумя эмисферами, западной и восточной, и стараемся принадлежать к западной, являясь на самом деле восточной. Об этом очень интересно написал Солженицын в статье «Беспощадная погоня за новизной и как она разрушила современную западную культуру», опубликованной в «Нью-Йорк Тайме» в 1983 году. Он там писал о том, что постмодернизм, стремление к новизне стали важнее, чем содержание. И этим выделил важную сторону постмодернизма: древо западной культуры разрослось на корнях античности, через Возрождение до наших дней. И эта преемственность была сознательно нарушена во времена постмодернизма.

(«Российская газета»)

Текст 3 (реминисценция)

Поневоле вспомнилось: «Богатство России Сибирью прирастать будет» и еще «Жизнь на Енисее началась стоном ...». Посмотрим, что же изменилось со времен пребывания на сибирской земле Антона Палыча.

(«Российская газета»)

 Текст 4(аллюзия)

Бросив в огненную пасть революционному Молоху молодость, зрение и здоровье, Н.Островский никогда не пожалел об этом, испытывая к революции одну лишь сыновью благодарность.

(«Российская газета»)

Текст 5(аллюзия)

Чтобы запустить механизм конкуренции, спора за власть в России, чтобы постоянно рождалась истина жизни, требуется усилием политической воли искусственно спровоцировать волнение общества.

(«Российская газета»)

Текст 6 (аллюзия)

Вы просто упираетесь в стандартный дорожный указатель с перечеркнутым красной линией словом «Москва». Красная линия проходит по середине слова, прямо через букву «с», и от этого оно читается как «Мооква». Есть в таком прочтении нечто северно-европейское. Такую иллюзию, наверное, можно объяснить выряжскими генами российской власти, популярной карамзинской теорией про викингов Рюрика, Синеуса и Трувора.

(«Российская газета»)

Вопрос  учителя: Какой вывод можно сделать из данного исследования?

Вариант ответа ученика: Аллюзии используются чаще, чем реминисценции.

Вопрос  учителя: Почему?

Вариант ответа ученика:  Источник происхождения аллюзий более разнообразен.

На  третьем этапе урока, который называется «Жизнь в мимолетных мелочах», мы попытаемся дать лингвистический комментарий школьной газеты «14.09. время московское» 

Какие приемы цитатного письма использованы в школьной газете?

Вывод по теме урока: Приемы цитатного письма способствуют активизации  фоновых знаний читателя, что делает текст более насыщенным смыслами. Домашнее задание: Написать заметку в газету, используя приемы цитатного письма









Категория: Открытый урок | Добавил: mama (16.12.2009)
Просмотров: 3850 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz