Дутко Наталья Петровна, к.п.н.
учитель русского языка и литературы,
руководитель структурного подразделения
по сопровождению одаренных детей
ГОУ гимназии №1592 САО г. Москв
Портфолио как технология оценивания профессионального роста учителя
На современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок. Портфолио учителя может быть средством мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса.
Виды профессионального портфолио учителя:
1. Портфолио развития ― собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени.
Задача: формирование свободной творческой и социально компетентной личности, ее саморазвития и самовоспитания;
реализация индивидуальной траектории профессионального развития учителя.
2. Отчетный портфолио ― свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом.
Задача: непрерывное повышение квалификации учителя;
расширение и совершенствование программного и методического обеспечения образовательной деятельности учителя.
3.Демонстрационный портфолио ― это коллекция лучших методических разработок учителя. Задача:демонстрация и распространение инновационного педагогического опыта; совершенствование профессионального мастерства учителя;
4.Электронный портфолио учителя ― это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т. д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.
Задача: обобщение результатов, достигнутых учителем в разнообразных видах деятельности ― учебной, творческой, социальной,коммуникативной.
Портфолио можно классифицировать по видам деятельности:
1. Портфолио учителя-предметника
2.Портфолио классного руководителя
3. Портфолио педагога дополнительного образования
4. Портфолио педагога-организатор
5. Портфолио по работе с одаренными детьми