Пятница, 17.05.2024, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Электронное портфолио руководителя структурного подразделения "Центр сопровождения одаренных детей" гимназии № 1592 Дутко Натальи Петровны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация сетевой модели построения дистанционного центра «Эрудит по лингвистическому сопровождению одаренных школьников
Дутко Наталья Петровна, к.п.н.
учитель русского языка и литературы,
руководитель структурного подразделения 
по сопровождению одаренных детей
  ГОУ гимназии №1592 САО г. Москвы

Реализация сетевой модели построения 
дистанционного центра «Эрудит по лингвистическому сопровождению одаренных школьников

  В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как системы, образующей личность, формирующей образ жизни народа, передающей новым поколениям ценности нации и обеспечивающей мотивацию личности к познанию и инновациям.
  Миссия инициативы «Наша новая школа» может быть определена словами: «Наша новая школа – это школа, ведущая за собой развитие общества».
  В связи с этим для достижения поставленной цели представляется целесообразным рассматривать проект модернизации общего образования через развитие дистанционного обучения и формирования лингвистической компетенции учащихся, выступающих основными условиями построения информационно-познавательного пространства для развития интеллектуально-творческой одаренности. Развитие дистанционного образования является одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования, расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий, а также на создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Для реализации этих целей необходимо отработать механизмы, которые позволят учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях: в общеобразовательных учреждениях, в заочных и очно-заочных школах, учреждениях дистанционного образования, центрах дополнительного образования и пр.
Таким образом, реализация индивидуальных образовательных потребностей учащихся является одной из ключевых задач образовательных учреждений, а сама по себе возможность их удовлетворения становится новой самостоятельной ценностью в системе массового образования в России. 
Сегодня в условиях развития информационного общества одним из ключевых элементов, позволяющих максимально индивидуализировать учебный процесс, является дистанционное обучение, основанное на применении информационно-коммуникационных технологий, на организации учебного процесса в специализированной открытой информационно-образовательной среде, в которой посредством Интернета происходит обмен учебной информацией.
  Дистанционное образование максимально индивидуализирует учебный процесс, позволяет выстраивать траекторию лингвистического развития одаренного школьника. Лингвистическая компетенция человека в эпоху развития информационных технологий стала определяющей в достижении статуса успешной личности. Движущей силой лингво - дистанционного обучения является мотивация к получению действительно прочных знаний. Другими словами, усиливается роль самообразования в процессе лингвистического обучения. Именно оно, как известно, и есть настоящее образование, когда учащийся мотивированно подходит к образовательному процессу, понимает, что, как и зачем он делает.
  Знания, усваиваемые школьниками, а также умения и навыки, которые вырабатываются у них при таком подходе, формируют лингвистическую компетенцию нового, более высокого уровня - формирование взгляда на окружающий мир через призму языка. Поскольку язык - это не только универсальное средство общения и инструмент получения новых знаний во всех предметных областях, но и средство развития творческих способностей. Особую актуальность предлагаемое направление приобретает в контексте новых стандартов общего образования. Идеи разработки системы лингвистических методов работы в разных предметных областях строятся на понимании языкознания как важной метапредметной области для всего школьного образовательного процесса. Лингвистический компонент обучения, в выделении которого могут участвовать учителя разных предметов, становится объектом межпредметной интеграции, основанной на функциональности языка – быть универсальным инструментом коммуникации в любых областях жизни. 
 Поэтому приоритетной задачей педагогического коллектива гимназии является формирование лингвистической компетенции обучающихся и создание лингво-дистанционного обучающегося пространства в округе для одаренных детей с учётом индивидуальных образовательных интересов. В контексте выше сказанного нами создан сетевой центр сопровождения одаренных детей «Эрудит» (http://odaren.ucoz.ru) для образовательных учреждений округа. Основные задачи по реализации деятельности сетевого центра: 
1.построение информационно-образовательной среды Интернет для развития лингвистической компетенции одаренного школьника;
2. организация дистанционных учебных курсов по лингвистике, языкознанию;
3.организация сетевых консультаций по грамматике и этимологии русского языка; 
4.проведение лингвистических сетевых игр и олимпиад; 
5.организация сетевых проектов по лингвистике;
6.организация форумов, чатов на лингвистические темы. 
7. Создание электронного мониторинга для осуществления контроля и диагностики качества лингвистического образования.
  Центр «Эрудит» размещается на http://www.olimp1592.ru/moodle/index.php., где организованы дистанционные курсы для учащихся (лингвистика, языкознание), которые строятся по следующим сетевым технологиям: 
  Сетевая технология - «паритетная кооперация» (привлечение и использование образовательных ресурсов иных образовательных учреждений).
  Курс «Лингвистика» построен на «паритетной кооперации» и использует сетевой ресурс Института лингвистики РГГУ, на базе которого в течение учебного года еженедельно проводится лингвистический факультатив для школьников 7–11 классов. Не все школьники могут участвовать в работе данного факультатива очно, дистанционная форма работы становится более адаптированной для учащихся в рамках личной занятости и поэтому привлекает школьников больше. Практически все участники курса в дальнейшем поступают в Институт лингвистики РГГУ и становятся лучшими и наиболее активными студентами факультета. Руководитель курса — Е. В. Муравенко. В рамках курса с лекциями для школьников выступают ведущие преподаватели ИЛ, а также известные ученые из академических институтов (Института языкознания, Института русского языка, Института востоковедения), авторы многих учебников и книг. Так, в последние годы для детей проводили занятия В. М. Алпатов, В. И. Беликов, Б. Л. Иомдин, И. Б. Иткин, А. А. Котов, Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз, Т. А. Майсак, В. А. Плунгян, Н. Р. Сумбатова, С. А. Старостин, Я. Г. Тестелец, В. В. Файер, Л. Л. Федорова, И. А. Шаронов, Т. Е. Янко и др. 
Лекции ведущих ученных мы помещаем в электронном виде на дистанционный курс, учащиеся проходят регистрацию и становятся его участниками. Курс состоит из новостного форума, тема которого «Речевой этикет», и занятий по темам: «История письменности», «Грамматические явления в языках мира», «Японский язык в задачах», «Китайский язык в задачах», «Возможные классификации языков», «Родственные связи русского языка», «Следы древнего состояния в современном русском языке» и т. п. После каждого занятия помещается пояснительная часть, которая содержит основные тезисы лекции, далее - предлагается либо опрос, либо тест, либо письменное задание. Одним из методов проведения занятий со школьниками является решение лингвистических задач. Решая задачи, мы достигаем сразу нескольких целей. Во-первых, лингвистические задачи, как и математические, развивают логику мышления. Во-вторых, в отличие от математических, каждая лингвистическая задача информативна: в ней содержатся новые для решающего интересные сведения о каком-нибудь языке, в частности о русском. И третье: информация, полученная школьниками в результате своего собственного, пусть крошечного, исследования, усваивается гораздо лучше, чем преподнесенная в готовом виде учителем. Однако при всех этих плюсах решение задач на дистанционном курсе — не самоцель. Каждое занятие посвящено какой-то определенной теме. Ведущий курса подбирает несколько задач на эту тему и выстраивает их в логической последовательности, так что из каждой задачи участники узнают что-то новое об обсуждаемом явлении. После решения задач делаются выводы, и преподаватель добавляет ту информацию по теме, которая не попала в задачи. Такая методика обычно очень привлекает детей. Ведь занятие ни в коей мере не повторяет текст путь даже блестящей книги. И дети не просто пассивно слушают лекцию. Они вовлечены в активную творческую деятельность. Они сами анализируют материал, получают интересные результаты. Дело ведущего курс — направить решение в нужное русло и дополнить выводы. Таким образом, использование дистанционной образовательной технологии «паритетная кооперация» позволяет:
максимально использовать всю организационно-техническую и методическую базу образовательных учреждений паритетной сети по лингвистике; расширить образовательное пространство каждого учебного заведения, предоставляя учащимся широкое поле для выбора форм учебных занятий и способов организации учебной деятельности; избежать перемещения детей из одного образовательного учреждения в другое;
организовывать проектную и исследовательскую деятельность в режиме межшкольной телекоммуникации по лингвистике;
обеспечить систему дополнительного образования каждого из образовательных учреждений сети всем комплексом образовательных ресурсов, находящихся в их распоряжении; создать внутрисетевую систему повышения квалификации педагогических кадров по освоению ими ИКТ-компетенций и квалификации сетевого учителя и тьютора по лингвистике. 
  Сетевая технология «индивидуальный учебный план».
  Курс «Уроки языкознания» построен по данной технологии и использует в качестве сетевого ресурса учебник «Основы языкознания для школьников »
 О.Е. Дроздовой. В рамках дистанционного курса используется электронная версия этого учебника. Каждый параграф в виде отдельного занятия помещается в электронном виде на дистанционный курс, учащиеся проходят регистрацию и становятся его участниками. Курс состоит из новостного форума, тема которого «Роль языка в жизни человека…», и занятий по темам: «Лингвистика – наука о языке », «Знаки вокруг нас. Язык - знаковая система», «Язык и общество. Языки со словами и без слов», «Происхождение языка» и т. п. После каждого занятия помещается пояснительная часть, которая извлекается из резюме автора в конце каждого параграфа, далее - предлагается опрос, содержащий вопросы из параграфа учебника. Одним из методов проведения занятий со школьниками является работа с лингвистическим текстом. Немаловажное значение в обучении работы с текстом имеют умения выделять смысловые структуры из текст. Выделим два подхода в формировании умений выделять смысловые структуры: лингвистический способ и выделение смысловых структур из знаний операционности. 
Все мы, знаем из грамматики родного или иностранного языка смысл любого предложения можно изложить различными способами. Умение выделить смысловые структуры из естественного языка назовем лингвистическим способом.
 Под операционными мы понимаем знания, которые являются необходимой и достаточной опорой для формирования приемов и способов познавательной и практической деятельности. Работу учащихся над текстом можно разделить на следующие этапы:
1. Введение учащихся в самостоятельную работу над текстом;
2. Самостоятельное выделение смысловых структур из текста;
3. Преобразование текста с сохранением смысловой структуры в тезисы, в ответы на поставленные вопросы.
 Теоретический материал дистанционного занятия сопровождается большим количеством практических заданий (в пособии их более трехсот). Ведущий курса подбирает из учебника самые интересные задания для участников курса и выстраивает их в логической последовательности, так что из каждого задания участники узнают что-то новое об обсуждаемом явлении. После выполнения заданий делаются выводы, и преподаватель добавляет информацию из рубрики «Это интересно» по теме, которая не попала в задания. В данном случае методика построения курса определена автором учебника, который используется в качестве дистанционного обучения. Таким образом, использование дистанционной образовательной технологии «индивидуальный учебный план» позволяет: использовать систему частичного экстерната с целью интенсификации и оптимизации учебного процесса; реализовывать индивидуально-ориентированный подход, не привлекая к работе дополнительные педагогические кадры; предоставить учащимся возможность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; индивидуализировать занятия в системе дополнительного образования, путем предоставления учащимся возможности самостоятельного изучения курсов по их выбору в рамках дистанционных занятий.
  Сетевая технология «мастер-класс» (создание и трансляция собственных образовательных ресурсов).
Курс «Русский язык » построен по этой технологии, разбит на 7 блоков. Каждый блок представлен перечнем тем, которые не изучаются в рамках школьной программы. Каждый блок сопровождает педагог вуза, специализирующий в этом направлении науки. Он является научным консультантом блока, ведущим учителем этого блока может быть учитель ОУ округа, который является лучшим специалистом в этой области знаний, имеющий уникальный дидактический опыт и результат. Например, рассмотрим блок «Морфемика», который включает следующие темы:
 1.Нефонетические чередования гласных, согласных и их сочетаний в морфемах. 
Связь нефонетических чередований с историческими процессами, происходящими в языке. 
2.Классификация морфем. Понятие нулевых формообразующих флексий. Нулевой словообразовательный суффикс и принципы его выделения. 
3. Этимологическое родство слов, современное понимание деления слов на морфемы. История языка и этимология слов и морфем. 
4. Словообразование как средство выразительности. Окказионализмы, паронимы, опора авторов на синонимию отдельных морфем. Этот блок рассчитан на 4 занятия в декабре. Научным консультантом этого блока выступает заместитель декана филологического факультета МПГУ О.В. Гордиенко, к.ф.н. Учителем в этом блоке назначается победитель «Национального проекта» Геро И.К., преподаватель русского языка и литературы. Занятия ведутся в двух формах: очной и дистанционной. Не все участники курса могут пройти обучение по 7 блокам: кто-то может пройти один блок, кто-то два.. Данный курс рассчитан на обогащающее углубление в предмет, специализацию и высокий уровень знаний в данной области. В дальнейшем после таких курсов поступают в МГУ на филологический факультет, становятся лучшими и наиболее активными студентами. После окончания работы блока проходит диагностика в олимпиадном формате. Учитель готовит 4 занятия под руководством научного руководителя и диагностику в олимпиадном формате. Создается собственный ресурсный банк в совместной деятельности педагогов ОУ и вузов. Создается инновационный продукт деятельности, который начинает описываться и транслироваться.. Таким образом, использование дистанционной образовательной технологии «мастер-класс» позволяет: расширить и углубить спектр образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся; выявить контингент учащихся с высоким уровнем подготовки по различным областям знаний: «фонетики», «этимологи», «морфемики» и т.д.; обеспечить учебный процесс высококвалифицированными педагогическими кадрами; внедрить новые формы организации учебного процесса. 
  Сетевая система по лингвистическому сопровождению талантливых детей – это специально созданная интернет – образовательная среда, в которой проявляются и развиваются способности, стимулируются и выявляются достижения каждого одаренного ребенка. 

   

Категория: Мои статьи | Добавил: mama (14.12.2009)
Просмотров: 1860 | Комментарии: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz