Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы
Построение методической системы по лингвистическому сопровождению учащихся
Н.П. Дутко,к.п.н.
Лингвистическая компетенция человека в эпоху глобализации и информационных технологий стала более значимой на его пути к успеху. Бесконечная языковая игра, особенно ярко проявляющая себя в средствах массовой информации, виртуальном общении, современных художественных текстах, переплетение в повседневной жизни кириллического и латинского алфавитов – подобных примеров можно привести множество. Объединяет их, прежде всего, следующее: во всех этих примерах для успешного процесса коммуникации необходимо повышенное внимание к языку. И школьной грамотности для успеха недостаточно. Значит, школа должна сегодня давать учащимся не только представление о языковой норме, но и некоторый «лингвистический взгляд на мир», который поможет им в дальнейшей жизни. Логическим продолжением формирования общего взгляда на язык является формирование взгляда на окружающий мир через призму языка. Знания, усваиваемые школьниками, а также умения и навыки, которые вырабатываются у них при таком подходе, формируют лингвистическую компетенцию нового, более высокого уровня. В этом случае многократно увеличивается ее общеобразовательный потенциал. Язык - это не только универсальное средство общения и инструмент получения знаний во всех предметных областях, но и поле для формирования общеучебных умений и навыков, а также для развития творческих способностей. Особую актуальность предлагаемое направление приобретает в контексте новых стандартов общего образования. Идеи поиска общих подходов в обучении русскому и иностранным языкам, а впоследствии и разработки системы лингвистических методов работы в разных предметных областях строятся на понимании языкознания как важной метапредметной области для всего школьного образовательного процесса. Лингвистический компонент обучения, в выделении которого могут участвовать учителя разных предметов, становится полем межпредметной интеграции, причем основана эта интеграция на самой естественной функции языка – быть универсальным инструментом коммуникации в любых областях жизни.
Поэтому приоритетной задачей методического объединения учителей русского языка и литературы является формирование лингвистических компетенций учащихся и создание информационно-обучающегося пространства для учащихся с учётом индивидуальных образовательных интересов. Лингвистическая работа может стать и методической основой для формирования представлений мировоззренческого характера.
В связи с таким подходом нами была разработана методическая система по лингвистическому сопровождению учащихся, включающая следующие направления: информационно-аналитическое, которое обеспечивает взаимодействие всех методических структур школы по лингвистическому сопровождению обучающихся с целью дальнейшей дифференциации и адресности распределения информационных потоков, а также создание управленческих и информационных банков: наличие и качество образовательных технологий; уровень творчества; материально-техническая база; работа с родителями, вузами; сведения об учителях и учащихся; Мотивационное направление , которое обеспечивает формирование для всех учащихся мотивационно-целевой системы поддержки их деятельности по изучению русского языка и литературы; планово-прогностическое направление обеспечивает формирование единого образовательного пространства школы определяет зоны ближайшего и перспективного развития ученика, учителя, учреждения; структурно-методическое направление обеспечивает систематизацию разрозненного опыта работы каждого учителя по формированию лингвистической компетентности обучающихся в классно-урочной и внеклассной деятельности в одну , работающую систему, а также создание целенаправленных программ дифференцированного обучения, режима содержательного лингвистического сопровождения каждого учащегося; координационно-регулирующее направление , которое осуществляет разработку управляющей системы по координации усилий всех структурных подразделений , работающих с обучающимися ,обеспечение сопровождения каждого ученического коллектива выдающимися личностями науки, искусства , культуры и других творческих союзов.
В контексте выше сказанного нами был создан Центр « Просветитель», которым руководит доктор педагогических наук ,профессор МПГУ И.А. Подругина. Основными целями деятельности центра «Просветитель » являются: выявление и поддержка гуманитарно-ориентированных школьников центра образования № 1409; обеспечение учащихся возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этого профиля; совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий. В соответствии с поставленными целями,центр «Просветитель» осуществляет следующие функции: реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами; организует работу зимних и летних профильных школ для наиболее одаренных детей; проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований; разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании русского языка и литературы; организует циклы лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров для учащихся и учителей ГОУ ЦО № 1409; проводит специальную подготовку команд для участия в окружных, всероссийских и международных предметных олимпиадах. В центре созданы девять структурных комплексов:
1.Научное общество обучающихся и педагогов «Карамзинисты»;
2.Учебно-профориентационный комплекс «Абитуриент»;
3.Балканский культурно-образовательный центр;
4. Итальянский культурно-образовательный центр;
5.Усадебно-музейный комплекс « Открытие»;
6.Театрально-просветительский комплекс «Сопричастность»;
7.Информационно-издательский комплекс «Эрудит»;
8.Координационно-аналитический центр;
9.Экспертно-оценочный центр.
Основное внимание уделяется формированию исследовательских компетенций учащихся, повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет включения учеников и учителей в опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность; углубления сотрудничества школы с вузами.
Научное общество учителей и учащихся «Карамзинисты»– добровольное объединение педагогов, школьников и родителей, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в гуманитарных областях науки, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Основные направления деятельности научного общества:
- 1. Использование Интернет-ресурсов и информационных технологий.
- 2. Создание медиатеки единой гуманитарной программы (слайды, медиапособия, создание электронных обучающих пакетов для учащихся).
- 3. Осуществление дистанционного обучения русскому языку.
- 4. создание интегрированных курсов (информатика и русский язык, МХК и литература, литература и история, история и ИЗО и т.д.).
- 5. Создание электронного мониторинга для осуществления контроля и диагностики качества образования по гуманитарным предметам.
- 6. Создание элективных курсов по предметам гуманитарного цикла для учащихся как одной параллели, так и разных возрастных групп (« Русское правописание», «Служебные части речи», «Клуб изящной словесности», «Ораторское искусство»)
- 7. Создание проектно-исследовательских продуктов по гуманитарным предметам в рамках федеральных, региональных, городских и научных конкурсов, фестивалей, конференций.
- 8. Создание интерактивных полилингвальных спектаклей.
9.Создание центра единой гуманитарной программы (интеграционные связи с крупнейшими учебными и научно-исследовательскими институтами: МПГУ, МГПУ, МГСПИ, МСПУ, Институт русского языка имени А.С. Пушкина, Институт русского языка имени В.В. Виноградова).
10.Осуществление международного сотрудничества (лингвистические лагеря: Италия, Англия, Испания, Франция, Греция).
11.Организация публикаций интересных творческих продуктов в результате сотрудничества ученика-учителя-родителя.
Каждое направление реализуется через систему проектных работ учащихся и научных исследований преподавателей.
В соответствии с теорией установки создаются условия для активизации познавательной деятельности:
- - элективный курс «Читаем древних авторов Греции и Рима»);
- установление контактов с учащимися одной из гимназий Ульяновска (Симбирска), посещение города, имения Карамзиных под Ульяновском, выступление на научной конференции ;
- элективный курс «Художественные переводы произведений писателей Англии (Италии, Франции, Германии)» и участие в образовательных языковых программах ; организация факультатива «Путешествуем вместе с героями и их авторами» и участие в иностранных языковых программах;
- постановка спектаклей по произведениям античных авторов, драматургов 18 - 19 вв. и современной драматургии.
Структура и организация работы научного общества включает в себя Малые Академии Наук по предметам «Филология», «Литература», «Лингвистика», «Языкознание». Каждый МАН прикреплен к профильному факультету вуза, что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно, что такой механизм является гибкой системой дифференцированного обучения и составляет индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, которая способствует более тщательной подготовки к олимпиадам и конференциям различного уровня, а также является моделью внутришкольной профилизации обучения.
Внутри МАН создаются творческие группы педагогов и учащихся, объединенные в клубы по различным областям знаний: клуб изящной словесности, клуб филологов, клуб любителей стихосложения, литературы.
Клубы научного общества делятся на три категории :индивидуально выбранное творческое объединение в соответствии с личными интересами учащихся; êîëëåêòèâíî âûáðàííàÿ öåëåâàÿ êîìïëåêñíàÿ ïðîãðàììà, ïî êîòîðîé ðàáîòàåò âåñü êëàññ; òåìàòè÷åñêè âûáðàííàÿ ïðîãðàììà, ïî êîòîðîé ðàáîòàåò ðàçíîâîçðàñòíàÿ ãðóïïà. Êëóáû íàó÷íîãî îáùåñòâà ñïîñîáñòâóþò îðãàíèçàöèè ðàçóìíîãî äîñóãà è ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé è èíòåëëåêòóàëüíîé îäàðåííîñòè. Âî ãëàâå êàæäîãî êëóáà ñòîèò ðóêîâîäèòåëü (ó÷èòåëü), êîíñóëüòàíò ( ïðåäñòàâèòåëü òâîð÷åñêîãî ñîþçà) è êîîðäèíàòîð (ó÷åíèê) èç íàó÷íî-ïðîåêòíîãî êîìèòåòà øêîëüíîé ó÷åíè÷åñêîé Äóìû. Òàê , êëóá èçÿùíîé ñëîâåñíîñòè êîíñóëüòèðóåò ãëàâíûé ðåäàêòîð æóðíàëà « Ðóññêèé êîëîêîë» Ì.À. Çàìøåâ, à êëóá ëþáèòåëåé ìóçûêè –êîìïîçèòîð Àëåêñåé Êàðåëèí, êîòîðûå îðãàíèçóþò âûïîëíåíèå íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ïðîåêòîâ, èçäàíèå æóðíàëîâ , ãàçåò, ëåêòîðèåâ ïî òåìàì ïðîåêòîâ, ïî îòäåëüíûì âîïðîñàì êóëüòóðû.
Экспертно-оценочный центр представлен фестивалем творческих инициатив «Леонардо»,который проводится ежегодно и демонстрирует интеллектуальные и творческие достижения учителей, учащихся и родителей. Фестиваль представлен следующими
направлениями:
Человек и История
Человек и Культура
Человек и Страны мира
Человек и Языкознание
Такое разделение ставит в центр внимания Человека, его взаимоотношения с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо Да Винчи – универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества. Антропоцентричность идеологии фестиваля обусловлена и педагогической его направленностью: мы ставим во главу угла Человека как исследователя и творца, преодолевающего препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к Другому.
Условия фестиваля:
1.Проект, принимающий участие в фестивале, должен быть направлен на развитие поликультурной коммуникации (то есть выходить за рамки одной культуры, сопоставлять явления разных культур и быть ориентированным на общечеловеческие культурные ценности).
2.Проект должен строиться на основе интегративного принципа, объединяющего методы и инструменты различных наук, одна из которых является ведущей (например, таких, как музыка и география: исследовать влияние географических особенностей страны (климата, ландшафта и др.) на народную музыку или творчество писателя данной страны).
3. Работы должны сочетать в себе аналитический и синтетический подходы. Одним из результатов проекта должен являться продукт творчества , собственный арт-проект на основе проведенной исследовательской деятельности).
Информационная поддержка фестиваля:
Газета «Московский литератор»
Газета «Педагогический университет»
Оксфордское издание Мак Милан
Журнал « Литература в школе»
Журнал «Бизнес и контакты»
Журнал « Русский колокол»
Фестиваль «Леонардо» - экспертиза проектно-творческих работ, своеобразная форма обобщения и систематизации инновационного опыта педагогов и инсайтных открытий учеников и их родителей. Рожденные в процессе фестиваля проектные работы получают свою дальнейшую апробацию на окружных, городских и Всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ и научных конференциях. Интересен и опыт подготовки собственных арт-проектов в виде поэтических и музыкальных произведений. Так ученицей 6 класса «А» был написан гимн к фестивалю « Леонардо-2009». Ученицей 9 класса «А»Кагермазовой Дианой написана целая глава к «Евгению Онегину» по теме: «Судьба героев за страницами романа»:
Судьба его была жестока,
Иль справедлива, как сказать?
В душе темно и одиноко.
Теперь его пора молчать.
Она ушла и вместе с нею
Его надежду унесла
И грустно шел он по аллее
Любовь по сердцу обожгла
Мой милый друг , ты догадался
О ком тебе сейчас пишу
Онегин с вами не прощался
Закончу повесть не мою.
По результатам II Всероссийского литературно-художественного конкурса «Очарованный странник» Дутко Юлия , ученица 6класса «А», Пирогова Анастасия , ученица 11 класса «А», Малютина Кристина, ученица 10 класса «А» стали лауреатами конкурса, заняв 1 места в трех номинациях. Дутко Юлия со своим стихотворением «Моя семья», посвященное году семьи вошла в фонд « Новые имена России»:
Самое дорогое, что есть в жизни каждого человека-это его семья-островок покоя, счастья и понимания. Семья – это основа любого общества, ведь в семье закладываются основные понятия, такие как уважение к старшим, любовь к своему дому, Родине, верность, порядочность и искренность, а главное, стремление открывать для себя что-то новое. И только семья способна открыть в человеке все самое лучшее и гениальное. Семья-это школа любви и взаимопонимания.
Семья – основа всех основ,
Она опора в жизни и поддержка,
Причал надежный наших помыслов и действий,
Она надежный щит от всех невзгод.
Я так люблю свой дом родной,
Где все родительским теплом согрето,
Где ласку и любовь всегда найдешь,
А также на любой вопрос ответы.
Моя Семья – союз сердец и душ,
Сплетенье мудрости и совершенства.
Моя Семья – мой первозданный путь,
Мой ориентир в дороге неизвестной.
Безусловно, процесс лингвистического сопровождения каждого учащегося - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с гуманитарно-ориентированными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также талантливые взрослые – педагоги. Настоящие цели нашего методического объединения успешно реализуются, что позволило ГОУ ЦО № 1409 стать лучшей базовой школой для проведения педагогической практики студентов 4 - 5 курсов филологического факультета МПГУ. Это сотрудничество осуществляется в самых разнообразных формах:
участие в методическом консультировании учителей других региональных школ (г. Казань, г. Ульяновск и другие);
открытые экспериментальные уроки;
комплексные спецкурсы кафедры методики преподавания литературы МПГУ;
научные конференции учителей и учащихся;
сотрудничество с музеями – усадьбами «Середниково», «Остафьево».
В соответствии с Единой Гуманитарной Программой развития ЦО получили развитие проекты, связанные с именами Карамзина и Пушкина;
установлены плодотворные контакты с научно-исследовательским центром музея Остафьево - Русский Парнас:
- участие в празднике поэзии;
- передача в дар музею проектных работ учащихся;
- разработка тем будущей постоянной экспозиции музея по просьбе сотрудников музея;
-освоена методика создания Социограммы исторических личностей с использованием информационных технологий;
-определена общая концепция музея Центра Единой Гуманитарной Программы «Культурно-исторические феномены Москвы и Подмосковья».
Как крупномасштабная образовательная акция может рассматриваться проект« Коллекция просвещенного человека», ориентированный на включение в исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов и преподавателей разных дисциплин.
Учителями ЦО выбраны научные темы собственных исследований, которые представляются ежегодно в виде докладов на научно-практических конференциях (И.А. Алексеева, Дутко Н.П.: конференции «Наследие Д.С. Лихачева в культуре и образовании России»; «Филологические традиции в современном и лингвистическом образовании»; «Литературное образование: традиции и перспективы»).
Внедряются в учебный процесс новые методы обучения, основанные на современных компьютерных и телекоммуникационных сетевых технологиях. Созданы электронные учебные пособия по курсу современного русского языка. Разработаны компьютерные методы диагностики знаний и подготовки к ЕГЭ. Обеспечен учебный процесс современными высокотехнологичными и продуктивными формами обучения.
Также продолжается методическая работа по освоению и внедрению в учебный процесс копи - доски mimio. Практико-ориентированные обучающие приёмы были продемонстрированы на международной конференции «Формирование поликультурности и толерантности» и на выставке ВВЦ «Дни Московского образования».
Достаточно интересно ведется экспериментальная работа по интеграции ИКТ и русского языка с использованием виртуальной школы
« Кирилла и Мефодия», а также других обучающих программ по предметам , таких как электронные мини-курсы по русскому языку и литературе и репетиторы-тренажёры «Медиа Хауз», электронные версии серии «Школьная хрестоматия», программно-методические Инис Софты, обучающая программа-тренажёр «Фраза», которая способствует формированию устойчивого познавательного интереса к данным учебным предметам, повышению % качества знаний, а также стимулированию активной творческой проектно-исследовательской деятельности у высокомотивированных и гуманитарно-ориентированных учащихся.
Успешной является и деятельность клуба «Изящной словесности», который собрал поэтический материал для публикации второго сборника стихов в рамках межрегионального Фестиваля детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек», организованного Московской городской организацией Союза писателей России.
Содержание полилингвиального образования центра создает реальное многообразие получения универсального образования, позволяющего адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.
|